Что должен уметь водитель БелАЗа


25.10.2021

 

«Комсомольская правда» продолжает знакомить читателей с профессиями угледобывающей отрасли. В этом материале мы расскажем о водителях карьерных самосвалов БелАЗ.

«Сибирский Антрацит» занимается добычей черного золота на территории Искитимского района. Ценный уголь поставляется на крупнейшие металлургические предприятия, в основном за рубеж. Запасы антрацита в Сибири велики, объемы добычи большие, штат сотрудников за несколько лет увеличился. Применяются новые технологии в сферах разработки месторождения и контроля добычи, обновляется парк техники. Водители работают на современных машинах, комфортных и удобных в управлении. Это касается и БелАЗов - самых больших самосвалов, задействованных в производственном процессе. Обучение водитель белаза это очень сложно и ответственно.

Антрацит добывают открытым способом. Разрез напоминает воронку, внутри, как по закручивающейся спирали, словно букашки, едут грузовики, везущие уголь. Но чтобы добраться до нижних, ценных слоев, сначала нужно убрать верхний грунт, смесь глины и песка. Снимает этот слой экскаватор и ковшом грузит породу в БелАЗы, которые отвозят вскрышу на отвал.

Путь от экскаватора до отвала - около 4 километров, за смену водитель делает около 20 рейсов. На производстве задействованы самосвалы грузоподъемностью от 55 до 220 тонн. Мы встретились с водителями, управляющими самыми массивными БелАЗами на Колыванском разрезе. Сибиряки рассказали свои истории: как пришли на предприятие и почему решили сесть за баранку огромной машины.
Борис Лагута работает на предприятии 15 лет.

 

«Это вам не «Жигули»

Размер 220-тонника впечатляет: 6 метров в ширину и 10 метров в длину, с виду больше напоминает не машину, а двухэтажный дом. Если поставить рядом с колесом человека, то он едва дотянется до центра окружности. Вот такой махиной управляет Борис Лагута. На предприятии он работает 15 лет, общий трудовой стаж - около трех десятилетий. Пришел в компанию, устав от вахтовой работы, где также водил большегрузы.

- Работаем мы посменно, по 12 часов. На одной машине - четыре человека, сменяем друг друга по очереди. Как строится рабочий день? В 7 часов утра получаю путевой лист - задание на смену. Дальше - медосмотр, это обязательная процедура. Измерение давления, проверка алкотестером. Давление проверять необходимо, все-таки техника тяжелая. Представьте: 220 тонн груза, сама машина весит еще 159 тонн… Производство серьезное, контроль тоже, - говорит Борис Егорович.

Для того, чтобы устроиться водителем карьерного самосвала, нужно иметь специальные права категории АIII «Внедорожное автотранспортное средство, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тысячи килограммов». Сначала на предприятии новички садятся на БелАЗы поменьше, потом, если водитель изъявляет желание и руководитель ему доверяет, можно повысить класс до 130-, а потом и до 220-тонника. Перед сменой машины проводится стажировка - новичок ездит с наставником. Борис Егорович воспитал не одного водителя.

- Новичку первым делом надо привыкнуть к габаритам автомобиля. Но и для опытного водителя работа непростая, - считает белазист. - Надо всегда быть начеку, важны такие качества, как внимательность и осмотрительность. Водить такую махину по дорогам карьера - это не на «Жигулях» по асфальту ездить.

 





 
Яндекс.Метрика